Витражи – тема школьного проекта, который мы с Сашей делали в этом году. Второклассники вежливо выслушали про романскую и готическую архитектуру, про эпоху модерн, подивились на работы Альфонса Мухи, Федора Шехтеля и Луиса Тиффани.
Но по-настоящему аудитория оживилась, когда ей предложили проследить, как рождается витраж и дали пощупать стеклорез и кусачки. Оказывается, стекло – жидкость и его можно резать! Самые активные тут же угваздались маслом, которое вытекло из стеклореза, потому что кое-кто открутил золотистую пимпочку на кончике инструмента. А самого смелого, точнее, смелую, Полину, мы приняли в соавторы: она оборачивала медной фольгой подготовленную стекляшку, которые мы потом впаяли в почти готовую работу.
Но вообще-то любой витраж начинается с эскиза.
В основе нашего эскиза – иллюстрация Роберта Ингпена к книге про Алису и ее приключения в стране чудес.
Сканируем картинку, обводим в редакторе, а затем печатаем подложку-картон, на котором будет собираться витраж.
Начинается мучительный этап подбора стекол. Несколько дней подряд мы разглядываем имеющиеся опаловые прямоугольники на просвет, меняя одни на другие, обязательно в перчатках, защищающих руки от острых кромок стекла.
Последние сомнения в сторону: режем!
Режем стеклорезом, подравниваем кусачками, шлифуем кристаллом, режем, подравниваем, шлифуем, стеклорез, кусачки, шлифмашина. Очки и маска обязательны.
Каждую детальку нумеруем сообразно картону: так будет проще собрать стеклянный паззл.
Алиса все еще без обуви – никак не можем вырезать стеклянную деталь нужной формы! Туфли должны рифмоваться по цвету с волосами, поэтому стекло на оба мотива пойдет одно и то же, волнистое с одной стороны и гладкое с другой. Волнистая сторона станет прической Алисы, гладкая – обувью. Стекло фантазийно, режется непредсказуемо, образуя острые как бритва “перья” перпендикулярно кромке среза и сколы на самом срезе.
В самый последний момент решаем, что фон витража должен быть темнее того серого, на котором мы первоначально остановились: и кошка, и сарафан Алисы на светлом фоне возмутительно плохо считываются.
Последний в этом проекте росчерк стеклореза, последнее вззЗЗЗЖЖжжжж шлифмашины. Стеклянный пазл собран.
Теперь наш единственный инструмент на ближайшие часы работы – вот эта белая пластиковая палочка. Срез каждого элемента пазла обернем с небольшим нахлестом липкой медной тесьмой, а затем сгладим все морщины палочкой.
Через несколько часов пазл изменится.
А еще через час превратится в картину, в которой все детали спаяны между собой.
Последние штрихи: патинирование в графитовый.
Промываем витраж мыльным раствором, стекло полируем, а соединительные швы обрабатываем антиоксидантом. И можно фотографировать.
А это для тех, кто фотографиям предпочитает видео.
P.S. Сейчас все детали витража уже на месте: стекляшка фона припаяна к хвосту Дины, а рама собрана в крепкий прямоугольник с кольцами крепежа по углам.